Запись DVD

За последние несколько месяцев пишущие приводы DVD довольно сильно подешевели. Это дает возможность ответить на давно волнующий вопрос видеолюбителей: Как хранить свои отредактированные материалы?
Лучше всего хранить свои клипы после редактирования на двух носителях. Для обладателей цифровых камер - это переписать отредактированное видео на кассету от видеокамеры, при этом у вас останется качество источника. Второй экземпляр записать на DVD диск.
Вам вероятно приходилось смотреть DVD диски купленные в магазине или на рынке. Качество видео на дисках гораздо выше видеокассет для видеомагнитофона. Но диск имеет и ряд других достоинств. Таких как меню (анимированное меню), быстрый переход к нужному вам сюжету, выбор языка и некоторые другие возможности. Выбор языка можно использовать для создания различных вариантов озвучивания фильма: с музыкой и без нее, с комментариями или с шутливым юмором, все это можно записать на отдельных дорожках и воспроизводить в нужном вам оформлении. Однако не буду утомлять вас долгой агитацией за создание DVD, раз вы читаете эти строки, значит решили бороться за качество и вам надоело смотреть DivX.
Записи DVD будет посвящено несколько статей, так что следите за публикацией.

Что нужно для записи DVD?

1. Надеюсь, компьютер у вас уже есть. Оптимальный вариант: Windows XP с файловой системой NTFS. Параметры компьютера желательно посовременней, особенно процессор. Для просчета MPEG2 и AC3 потребуется довольно много времени и чем быстрее процессор, тем лучше.
2. Будем считать, что фильм у вас уже готов. Программа монтажа тоже установлена, придется делать некоторые заготовки для DVD.
3. Пишущий DVD привод, нормальный стандартный привод, советовать тут сложно, потому что развитие идет быстро и информация все равно устареет. Почитайте журналы или поищите в Интернете, поговорите с продавцами или со специалистами. Покапаете ведь для себя.
4. Программа Conopus ProCoder для конвертирования вашего фильма в формат MPEG 2.
5. Программа ReelDVD для создания образа DVD диска.
6. Программа для записи DVD диска, например Nero Burning ROM, желательно 6 версии.

Порядок создания DVD диска

На DVD влезает от часа до двух в зависимости от битрейта. Формат DVD позволяет создавать разветвлённые системы меню и оперативно переключаться между разными видеоматериалами. Лучше всего предварительно посмотреть несколько "настоящих" DVD, чтобы представлять какие материалы могут размещаться на диске. Если Ваши фильмы короткие, можно разместить их на одном диске с переключением через главное меню. Можно также размещать так называемые "бонусы" ("дополнения") - вырезанные сцены, интервью с участниками, фотоальбомы и прочее.
Очень легко делаются диски с двумя (и более) аудиодорожками. Изначально это предполагалось для разных языков, но в любительской съёмке этому есть другие интересные применения:
- на первой дорожке - "режиссёрский" звук, т.е. с музыкой, спецэффектами, часто без реального звука с камеры; а на второй дорожке - чисто оригинальный звук, без музыки.
- на первой дорожке - "цензурный" вариант, на второй - полный.
- на второй дорожке - комментарий режиссёра или других участников событий к происходящему.
Для этого на этапе монтажа разделяем варианты по звуковым трекам в видеоредакторе и при рендеринге просто отключаем ненужные. Получив два avi-файла отличающихся только звуком, затем нужно сохранить второй звук отдельно.
Если мы хотим чтобы фильм мог просматриваться целиком, без вмешательства с пульта или небольших пауз между частями, это должен быть один длинный мпег-файл. Его из нескольких avi можно изготовить простым склеивание в программе монтажа.
К сожалению, трудно заранее сказать сколько минут  влезет на болванку с достойным качеством, а без этого трудно планировать размер бонусов или количество частей. Единственный способ - пробное кодирование типичных фрагментов с разными битрейтами, простейший авторинг и тест на телевизоре. Но об этом подробно будет рассказано далее...

Выбор битрейта.

Доступный диапазон среднего значения битрейта от 5000 до 9000 кбит/сек (другие значения не рекомендуются из-за возможной несовместимости). Чем выше значение, тем выше качество (меньше искажений и артефактов), но меньше минут влезет на болванку.
Очень важно понимать, что качество конечного фильма зависит не только от битрейта, но и от исходного материала, поэтому нельзя сказать однозначно заранее какой битрейт обеспечит какое качество. Иногда фильм с 8000 имеет больше искажений, чем  другой  фильм с 5000. Надёжнее всего экспериментальная проверка на телевизоре. Возможны разные ситуации, к примеру:
 - Есть уже готовый один фильм короче 65минут и хочется его оформить отдельным DVD-диском. Тогда разумно сжать его с максимальным битрейтом (9000), а оставшееся место на диске занять, чтобы не пропадало, длинными качественными меню (с предпросмотром отдельных эпизодов и музыкальным сопровождением), а также бонусами (фотоальбом, дополнительные материалы, вырезанные сцены, биография режиссёра - что угодно...).
 - Есть уже готовый один фильм от 65 до 140 минут. Жмём относительно небольшой (минут десять) типичный фрагмент с битрейтом  от 5000 до 9000 кбит/сек  и записываем простейшим авторингом (без меню и прочих наворотов) на DVD-RW. Смотрим на телевизоре. Если качество устраивает - жмём весь фильм с этим битрейтом. Если нет - разбиваем его на серии и пишем на две болванки (т.е. для каждой серии процедура выбора начинается сначала).

Метод кодирования

Большинство кодеров поддерживают три режима кодирования - CBR, VBR1 ("1-pass"), VBR2 ("2-pass"). При средних и низких значениях среднего битрейта (5000-7500) VBR при одном и том же размере файла даст обычно более высокое субъективное качество, чем CBR, т.к. он кодирует простые куски с битрейтом ниже среднего, а высвобождающийся "излишек" отдаёт сложным динамичным сценам. CBR жмёт всё с одинаковым битрейтом, в результате простые сцены получаются "излишне" качественными (глазом разницу незаметно), но сложные - недостаточно качественными (глаз видит артефакты).
Отличия VBR1 и VBR2, как показывают письма и конференции, не до конца многим понятны, поэтому остановлюсь на них подробнее.
VBR1
Примерно вдвое быстрее VBR2 - единственное достоинство. Размер файла непредсказуем (получается лишь ориентировочно равным заказанному)
Качество на "разнородных" фильмах (большинство реальных фильмов). Имеются как "простые" эпизоды (статика, портреты, диалоги), так и "сложные" (динамика, вода, прибой, колышущаяся от ветра трава/листва и пр.). Заметно ниже, чем VBR2 при "средних"(5000-7000) значениях среднего битрейта. На "сложных" фрагментах кодер "боится" ставить битрейт 9200 ("а вдруг сложный будет и дальше - ведь не уложимся!") а на "очень простых" фрагментах кодер "боится" понижать битрейт до 1000-2000 по той же причине ("вдруг и дальше будет так же, тогда в качестве недоберём"). В результате колебания битрейта вокруг среднего получаются не слишком большими. Результат уже значительно лучше, чем при CBR, но всё же все возможности VBR до конца не используются.
VBR2
Примерно вдвое медленнее VBR1 - единственный недостаток. Размер файла точно равен заказанному (лишь с небольшими отклонениями в зависимости от кодера). Качество на "разнородных" фильмах (большинство реальных фильмов). Имеются как "простые" эпизоды (статика, портреты, диалоги), так и "сложные" (динамика, вода, прибой, колышущаяся от ветра трава/листва и пр.). Заметно выше, чем VBR1 при "средних"(5000-7000) значениях среднего битрейта. После первого прохода кодер уже имеет полную информацию о продолжительности как сложных, так и простых фрагментов и "смело" ставит как экстремально низкие, так и экстремально высокие значения битрейтов в соответствующих местах.
Что из этого следует на практике?
Для наилучшего качества применяется VBR2. Это - основной метод. Другие применяются лишь в нескольких оговоренных ниже случаях...
- CBR разумно применять при среднем битрейте 8500-9000 (т.к. на динамичных сценах VBR-у прибавить уже нечего - и так битрейт максимальный)
Иногда CBR приходится применять на фотоальбомах, где длинные неподвижные кадры сменяются резкими переходами. При этом у некоторых кодеров в режиме VBR после перехода может "плыть" качество неподвижной картинки, что неприятно для глаза.
- VBR1 имеет смысл применять при  остром недостатке времени (нужно демонстрировать или дарить диск СРОЧНО) и наличии "регулирующих" дополнений. Например, если есть бонус и основной фильм получился вдруг больше намеченного, можно пожать бонус менее качественно чтобы всё вместе влезло на болванку, а основной фильм больше не трогать.
VBR1 также оправдан при среднем битрейте 8000-8500 и/или при достаточно однородных фильмах (и опять-таки при цейтноте).