Dolby Digital своими руками

Оговорюсь сразу, что приведенные в статье рекомендации не претендуют на роль единственно возможных и оптимальных — это своего рода набор практических приемов, которыми можно воспользоваться для достижения конкретного результата. Хотя некоторые из них явно нерационально расходуют дисковое пространство (например, когда ради получения аудиодорожки заново рендерится видеофайл), но в любом случае все это реально работает, и лично я уже имею в своем распоряжении самодельные DVD-диски с шестиканальным звуком Dolby Digital…

Обращаю ваше внимание на то, что ac3-кодирование имеет смысл использовать даже в случае обычного, двухканального звука, так как Dolby Digital 2.0 (192 Кбит/с) — это стандартный формат стереозвука, поддерживаемый всеми плеерами, в отличие от .mpa (то есть MPEG-1 Layer2), который понимается только европейскими устройствами. Показательно, что, например, программа ReelDVD вообще не поддерживает запись в формате mpa, как плохо совместимом с устройствами воспроизведения.
Более того, в шестиканальном варианте я использовал дополнительные каналы для комментариев участников событий. Создается ощущение, что все они сидят рядом в зале, смотрят один и тот же фильм и комментируют его. При желании этот звук легко убрать регулировкой громкости тыловых колонок на ресивере.

Запись комментариев без микрофона и звуковой карты

Я давно пользуюсь DV-камерой не только для оцифровки аналогового видео, но и для оцифровки звука, причем как с виниловых пластинок, так и с катушечного магнитофона (архивные записи). Получается неплохо. Когда же потребовалось писать собственные комментарии к фильму, я просто поставил камеру на штатив, вставил кассету и записал свой голос на микрофон камеры.
Дальнейшие шаги:
• захватываем полученную запись через IEEE-1394 — как обычное видео;
• запускаем Ulead Audio Editor (входит в комплект Ulead Media Studio Pro) или Sound Forge (звуковой редактор) и открываем в нем полученный avi-файл;
• сохраняем звуковую часть в wav-файле (File => SaveAs, рис. 1), а исходный avi-файл стираем за ненадобностью.

Минимальная обработка в Sound Forge

В городской квартире трудно избавиться от посторонних шумов, а кроме них на ленту попадает и шум от самой камеры. Весьма успешно шум можно подавить в программе Sound Forge. Не останавливаясь подробно на рекомендациях по использованию этой программы, я ограничусь лишь краткой инструкцией:
• выделяем паузу с шумами, далее выбираем DirectX -> Sonic Foundry Noise Reduction -> вкладка Noiseprint -> галочка CaptureNoiseprint -> кнопка Preview. Появится спектр, представленный на рис. 2 (маленькое меню вызвано правой кнопкой мыши), а затем нажимаем кнопку OK;
• регулируем уровень громкости — всего файла либо его части (к этому шагу, возможно, придется еще не раз возвращаться). В Sound Forge это делается через выделение нужного участка: либо Ctrl-A (выделить всё), либо Process-Volume, либо Process-Normalize — в зависимости от конкретной задачи.

Подготовка фронтальных и тыловых каналов

Если фильм с обычным стереозвуком уже готов и находится в виде avi-файла, то в простейшем случае фронтальные каналы можно оставить совпадающими со стереоканалами фильма. Для этого выделяем из avi-файла wav-файл с помощью Ulead Audio Editor или Sound Forge (как описано выше).
С целью получения тыловых каналов нужно сначала точно позиционировать комментарии и прочие эффекты относительно исходного видео. Для этого опять используем Ulead Video Editor или Adobe Premiere.
Двигаем мышью комментарии, режем их ножницами и снова двигаем — до достижения нужного результата (на рис. 3 всего один комментарий на дорожке Ab). Далее обязательно выделяем весь фильм для рендеринга (синяя полоска над видео) от первого до последнего кадра, затем выключаем главную звуковую дорожку (на рис. 3 это обведено красным цветом), оставляя лишь тыловую. Для ускорения рендеринга, можно поверх видео положить статическую картинку, тогда программа не будет рендерить то, что у вас в проекте, а получится фильм - статическое изображение со звуком. Так как видео не надо просчитывать, процесс ускорится в несколько раз. Запускаем рендеринг фильма в avi, затем отрезаем звук в AudioEditor или Sound Forge (как уже не раз делали ранее). Получаем wav-файл с тыловыми каналами. В принципе, так же можно делать и центральный канал, если хочется и его использовать. И только потом в Sound Forge можно превратить его в монофонический.

Можно делать все каналы и по-другому, в том числе частично микшируя их друг с другом, применяя эффекты и реверберацию (и используя другие программы). Главное — получить несколько wav-файлов со звуком: стерео (по два канала в одном файле) либо моно (каждый канал — в своем файле), но одинаковой длины, совпадающей с длиной фильма. Формат файлов должен быть 48 кГц 16 бит.

Кодирование в ac3

Завершающий этап — изготовить из одного или нескольких wav-файлов один ac3-файл. Это осуществляет, например, программа Sonic Foundry Soft Encode, пользоваться которой совсем просто. Открываем wav-файлы по очереди, начиная с фронтальных каналов. Слева от звуковой дорожки появляется схематическое изображение шестиколоночной системы, принятое в DVD-мире (сабвуфер — в центре комнаты), где белым отмечен текущий канал. При необходимости можно переназначить дорожку в другой канал.
Когда все дорожки на месте, выбираем опции кодирования: меню Options -> EncodeSettings, где нас интересуют в основном две опции: Data rate и Audio coding mode.
Для двух каналов достаточно 192 Кбит/с (рис. 4):
Для четырех и более каналов необходимо 448 Кбит/с. На рис. 5 показан вариант четырех каналов без центрального (только фронтальные и тыловые).
На рис. 6 представлены пять каналов и показана галочка, разрешающая канал сабвуфера — в данном случае он делается программой автоматически, но можно изготовить его и самостоятельно, применив к нужным каналам частотный фильтр и загрузив полученный wav-файл шестой дорожкой.
И наконец, нажимаем на кнопку с красным кружком «Запись», выбираем имя ac3-файла — и начинается кодирование. Как и любое другое MPEG-образное кодирование, оно занимает некоторое время, в зависимости от мощности процессора. Полученный ac3-файл называем так же, как mpv/m2v-файл, созданный после кодирования в MPEG-2, и кладем его в тот же каталог. Если там присутствует mpa-файл, то стираем его. Если программе SpruceUp указать имя mpv-файла, то она автоматически возьмет и одноименный ac3-файл. ReelDVD не требует одноименности — необходимый ac3-файл вносится в проект вручную перетаскиванием мышью.

Все серьезные программы, начиная с ReelDVD, успешно импортируют ac3-файлы. А вот из программ начального уровня с ac3 работает только SpruceUp.