Основы редактирования и создания фильма

Для того чтобы отредактировать любой файл, его надо импортировать в редактор, или еще говорят – «Загрузить файл в редактор». Какой файл и какой редактор в принципе неважно, однако проще это рассмотреть на конкретном примере.
Допустим у вас есть видеоредактор Adobe Premiere PRO 2. Необходимо отредактировать видео файл, например – «море.avi». Для этого вы запускаете программу Adobe Premiere PRO 2 и импортируете файл море.avi. Что же при этом происходит?
Существует ошибочное мнение, что при импорте файл помещается в программу, то есть теперь файл в программе и его можно редактировать, а именно резать и клеить.
На самом деле все совершенно не так.
Ваш файл море.avi находится на жестком диске, например путь к нему – D:\vidoe\ море.avi. Этот фал будет лежать в этом месте до тех пор пока вы его не удалите или не скопируете в другое место. При импорте в программу Adobe Premiere PRO 2, файл никуда не перемещается. Это программа получает указание, что файл находится на диске в определенной папке. В окне проект появляется ярлычок и только. Таким образом, если после импорта файла в программу Adobe Premiere PRO 2 удалить файл с диска (D:\vidoe\ море.avi), то редактировать будет просто нечего. Ведь в программе лежит не сам файл, а только ссылка на него.
Из-за того что некоторые пользователи не понимают этой простой истины, случаются казусы.
Например, после редактирования файла и во время вывода фильма, не следует давать ему такое же название и помещать в ту же папку. Ведь что получается? Программа перед выводом удалит файл (море.avi), так как у него такое же имя как и у будущего файла, и создать новый файл (море.avi) уже не сможет, не из чего.

При работе в видеоредакторе, следует усвоить, что вы работаете с тремя видами файлов, три основные группы.

Первая группа – это источники, исходники или оригиналы, как угодно назовите. Это те файлы, которые вы разместили на своем жестком диске. Это те файлы, из которых вы будите делать фильм. Источники (оригиналы) на самом деле изменяться не будут. Они остаются на диске в первоначальном виде и никак не меняются. Такие файлы можно размещать в разных папках. Однако рекомендуется, чтобы эти файлы находились где угодно, но только не на диске «С». Оставьте диск «С» для операционной системы и программ. Источники сильно фрагментируют диск и затрудняют его работу. Поэтому файлы источников размещены так: «C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои видеозаписи\DivX Movies» или так : «C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Моя музыка» - не просто ошибка, а ОГРОМНАЯ ошибка. Такой путь к файлам довольно часто делает работу программы редактирования очень нестабильной, возможны ошибки, зависания и потеря файлов. Путь к фалам должен быть четким и коротким, например так: «E:\Video» или так: «E:\Video\музыка».

Вторая группа – это файлы Проекта. Что такое файлы Проекта? Это небольшие по размеру файлы. Например для программы Adobe Premiere – это файл с расширением «.prproj», то есть так: «море.prproj» - это файл проекта «Море» (фильм о море). В этом файле программа записывает все то, что вы делаете с источниками. Например вы отрезали от видео файла половину. Программа в файл проекта записала, что она покажет вам источник с такого-то кадра по такой-то, то есть не весь, а его часть (половину). Наложили вы на источник фильтр, программа в файл проекта записала какой фильтр вы наложили, и покажет вам как это будет выглядеть. То есть вы создаете фильм виртуально. В программе вы видите что будет. То есть фильма как токового еще нет, есть только его проект.
При этом очень важно понимать, что программа постоянно обращается к источникам, к тем файлам, которые находятся на жестком диске и записывает ваши действия в файл проекта. То есть источник и файл проекта работают как одно целое. Если вы удалите источник, то работа будет бесполезной. Если удалите файл проекта, то просто удалите свою работу.
Перемещать источники, после того как вы начали с ними работать в программе тоже нельзя, иначе программа их потеряет. Переименовывать папки с источниками тоже нельзя, опять же - программа их потеряет.
К сожалению иногда в файлах проекта происходит сбой, особенно при больших проектах. Тогда вся работа может быть уничтожена. Для того чтобы этого избежать в программе Adobe Premiere есть папка для автосохранения проектов - «Adobe Premiere Pro Auto-Save», откуда можно взять сохраненную копию. Но все же надо страховаться и самому. Для этого после некоторого времени работы следует сделать так: «Файл – Сохранить как» и сохранить проект под схожим именем. Например, - «море.prproj» было, а стало «море-1.prproj», потом «море-2.prproj». Таким образом, при потере главного проекта вы можете вернуться к промежуточному варианту.
Довольно часто ошибки в проекте возникают из-за того, что в русском языке разделитель дробного числа – запятая (,), а в латинице разделитель – точка (.). Чтобы не попасть в такую проблему рекомендую это исправить сразу. Для этого сделайте так: «Панель Управления – Язык и региональные стандарты – Настройка». «Разделитель целой и дробной части» - замените запятую на точку, нажмите ОК.

Третья группа – это файлы, которые получаются после Экспорта (вывода) фильма. Экспорт (вывод фильма) - это определенный процесс, который вы запускаете после того, как по вашему мнению фильм готов. Он создан в программе, и теперь вы хотите его вывести в файл.
После экспорта (вывода) вы получаете видео файл, который можно посмотреть в одном из плееров, который установлен у вас на компьютере. Рекомендую вывод делать в отдельную папку. Создайте папку, например «E:\FILM» или «E:\ФИЛЬМЫ», и выводите фильмы в эту папку. Тогда вы избежите ошибок с наименованием файлов и никогда не удалите фильм по ошибке.
После просмотра файла фильма, источники (оригиналы) и файл проекта вам будет уже не нужны. Ведь файл фильма создавался на основе источников и информации файла проекта и записался в уже совсем новый файл.
Прежде чем удалять источники и файл проекта убедитесь в качестве фильма и отсутствия ошибок в фильме. Ведь легче сделать исправления в Проекте и потом  новый экспорт, чем переделывать все снова.

В каком формате выводить фильм?
Если вы работает с видео от цифрой видеокамеры, то ваши источники скорее всего будут иметь формат DV с расширением файла «.avi», то есть это формат DV AVI. Тогда вывод (экспорт) желательно тоже сделать в формате DV AVI. Это значит никакого перекодирования не будет и ваш фильм будет в том же качестве, что и источники. Более того, при умелом использовании фильтров, качество будет даже выше чем у источников.
Однако если вы работаете в другом формате, например создаете фотоальбом из фотографий, то возможно лучшим решением по достижению максимального качества, будет сжатие в тот формат, который вам необходим в виде конечного продукта. Например, вы хотите записать полученный фильм на DVD диск. Тогда желательно делать экспорт в формат MPEG-2, так как этот формат основа DVD видео. Этим самым вы избежите промежуточного сжатия, сначала в DV AVI, а потом в MPEG-2.

Какую программу использовать для сжатия в формат MPEG-2?
Представьте себе, что вы создали фильм по всем правилам монтажа и по качеству фильм превосходит оригинальные файлы. Но размер такого файла слишком большой. Например, 1 час видео в формата DV AVI занимает - 12,6 Гб. На DVD диск такой файл не уместится. Кроме этого DVD проигрыватели такой формат не понимают, и воспроизводить не будут.
Таким образом - файл надо сжать. Но как известно, любое сжатие приводит к удалению определенной информации и значит потере качества. То есть становится жалко свой фильм, он такой красивый, отличное качество, и ничего не поделаешь, надо сжимать.
На самом деле не все так плохо. Дело в том, что формат MPEG-2 – основа DVD видео разработанный довольно давно, принят как основной формат телевидения. То есть телевидение адаптировано под этот формат.
И если файл сжат в формат MPEG-2 правильно, по определенному закону и с использованием качественной программы или качественного аппаратного сжатия, то качество видео визуально может не только сохраниться, но и будет казаться лучше.
Понимаете что получается, достаточно правильно закодировать (сжать) ваш фильм и вы увидите еще более качественное воспроизведение.
В любительской практике такой программой качественного сжатия видео можно назвать Canopus ProCoder, а так же кодек Cinema Craft Encoder. Причем последний легко встраивается в программу Adobe Premiere, и можно сжимать файлы прямо с Монтажного стола. С выходом Adobe Premiere Pro CS3 и программы Canopus ProCoder 3, программы перестали конфликтовать и последняя легко интегрируется в Premiere.
Сжатие – это сложнейший процесс, программу сжатия надо тщательно настроить. Пренебрежение этим правилом чревато значительной потерей качества фильма.
Итак, только лучшая программа и ее тщательная настройка обеспечат вам высокое качество вашего фильма.

Что потом, после сжатия?
Основная работа сделана, вы создали фильм высокого качества и сохранили качество при сжатии, возможно даже приумножив качество от оригинала. Осталось записать видео на DVD диск. Но настоящий DVD диск имеет сложную структуру, а не отдельные файлы с расширением «mpg» (m2v, mpv, m2a, mpa, ac3 и так далее).
Если вы откроете в Проводнике любой настоящий DVD диск, то увидите, что на диске присутствуют две папки AUDIO_TS и VIDEO_TS. AUDIO_TS – всегда пустая, а в папке VIDEO_TS находятся файлы. Причем файлы с расширением VOB – это и есть видео со звуком. Значит и вам нужно создать такие же папки с файлами. Но не пугайтесь, в ручную их делать не придется. Для этой цели существуют программы по созданию DVD дисков. Цель такой программы помочь вам сделать для диска красивое меню и превратить ваш фильм в набор тех файлов, что вы видите на любом диске. Но самое главное такое превращение должно пройти без перекодировки, то есть без потери уже достигнутого высокого качества.
Одной из таких программ по созданию DVD дисков, можно назвать программу DVD-lab Pro. Работая в программе DVD-lab Pro вы создадите диск с красивым меню, возможно анимированное меню, озвученное приятной музыкой и переходами между окнами меню. После Компиляции (процесс создания) вы получите две папки: AUDIO_TS и VIDEO_TS. И главное то, что вы опять не потеряете не грамма качества, так как программа файлы не перекодирует, в отличии от многих аналогичных программ.

Запись DVD диска.
Достигнутое высокое качество фильма можно мгновенно потерять при неверной работе в программе записи фильма на диск. К этому завершающему этапу необходимо отнестись с особой ответственность.
Первое – это выбор носителя, то есть болванки, она должна быть обязательно качественная.
Второе – это совместимость носителя и привода. То есть не все приводы и болванки имеют хорошую совместимость. Как правило плохая совместимость приводит к ошибкам и проблемам чтения диска, возможно его не надежная работа. Определить совместимость можно только опытным путем.
Третье – это скорость записи. Чем меньше скорость, тем меньше ошибок записи. Да, не удивляйтесь, при цифровой записи тоже есть ошибки, и при превышении определенного придела этих ошибок, диск начинает капризничать и плохо работать. Если на DVD болванке стоит значение х16 (скорость 16), то максимальную запись нужно делать на – х8, а возможно и – х4.
Четвертое – программа записи. Например, если вы используете для записи диска NERO Express, то знайте, что программа перед прожигом перекодирует ваши файлы и вы очень сильно потеряете в качестве фильма.
NERO использовать можно, но только как чисто прожигающую программу, которая должна сделать запись пипок: AUDIO_TS и VIDEO_TS. Не попадите впросак, не допустите перекодировки при прожиге болванки.

Заключение.
Вот таковы основные задачи при создании фильма высокого качества.
Качество такого фильма определяется не тем, что при сжатии вы его сжимали с настройками – «Максимальное качество» - Есть такой параметр в некоторых программах. Такой выбор еще ничего не значит, это только выбор максимального битрайта, который увеличит размер файла и на DVD диск поместится не более 1 часа. Качество, такой выбор, может только приблизить к лучшему. Настоящее качество достигается работой в лучших программах монтажа, работой в лучших программах сжатия и в программе создания диска, делающей это без пережатия файлов.
От выбора редактора для вашего фильма (видеоредактора) зависит самое главное – задел качества с самого начала. Ведь от того как качественно программа монтажа обрабатывает кадры, прорабатывает переходы и фильтры, от того насколько добросовестно это делает, зависит  все остальное. Потеряете качество в начале, потом его уже не вернуть.
Примите правильное решение, выбирайте только надежные и лучшие программы и у вас все получится.